Реформирование государственного контроля за предпринимателями
Реформа государственного контроля и надзора за предпринимательством набирает обороты. Основным нововведением является использование риск-ориентированного подхода при определении периодичности проведения плановых проверок. Согласно данному подходу, частота проверок будет зависеть от риска совершения субъектом предпринимательства тех или иных нарушений.
Реформирование системы планируется закончить до 2024 года. В 2015 году данная система начала тестироваться в органах МЧС, ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. В 2017 году планируется распространить на санитарно-эпидемиологический и пожарный надзор, а также на надзор в области связи, а с 2018 году этот подход должен будет распространиться на всех контролеров.
Каждое ведомство, осуществляющее проверки, будет по-своему делить бизнес на так называемые группы риска.
Так, МЧС распределили все поднадзорные проекты (2800 тыс.) на 5 степеней риска. 700 тысяч объектов были квалифицированы как объекты с самым низким уровнем риска и не будут подлежать плановым проверкам. Чуть больше 330 тысяч объектов попали в категорию высокого и значительного риска и будут подвержены проверкам раз в 3-4 года. Все остальные объекты, в зависимости от категории, будут проверяться раз в 7-10 лет.
ФНС распределила компании по размеру на малые, обычные и крупнейшие предприятия. Данное распределение было решено сделать на основании налоговых деклараций и уплаченных налогов.
В соответствии с письмом ФНС от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ «Об оценки признаков риска СУР», от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом.
Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).
К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.
Роспотребнадзор разделил 950 тыс. контролируемых объектов на шесть категорий риска. Отнесение к той или иной категории. К "низкорисковой" отнесены 32,5% проверяемых компаний, в "высокорисковой" оказалось около половины предприятий, а освободить от плановых проверок в ведомстве готовы лишь 22,8% компаний.
Ростехнадзор, в свою очередь, ввел четыре класса опасности.
Вместе с этим, вводимая система еще только продолжает тестироваться, в связи с чем велика вероятность, что имеющаяся классификация в дальнейшем будет подвергнута корректировкам.
Реализуемая реформа государственного контроля и надзора может привести к значительному сокращению проверок при одновременном увеличении их эффективности. Полагаем, что данные новеллы позволят предпринимателям спокойно вести бизнес, не опасаясь чрезмерного административного давления со стороны гос. органов или злоупотребления ими своими должностными полномочиями, и не затрачивая временные, финансовые и иные ресурсы на прохождение всевозможных плановых проверок. В свою очередь, ведомства, ввиду снижения общего количества плановых проверок, и, следовательно, снижения нагрузки, смогут более тщательно и объективно проводить запланированные проверки. И, бесспорно, наиболее позитивным результатом проводимой реформы будет полное освобождение от проверок субъектов предпринимательства с наиболее низкой степенью риска и соответствующее повышение эффективности проверок крупных и высокорисковых предприятий.