Новеллы в регулировании прокурорских проверок бизнеса
Президент РФ Владимир Путин подписал законопроект о внесении поправок в Федеральный закон «О Прокуратуре РФ». В закон внесены нормы, касающиеся сроков проведения прокурорских проверок бизнеса и подачи документов субъектами предпринимательства в органы прокуратуры.
По требованию прокурора организация должна будет предоставить необходимые документы в течении 5 дней. В ходе проведения проверок исполнения законов документы должны будут предоставляться в течение 2 дней. Если существует угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций, срок уменьшается до 1 дня.
При этом, законом ограничено время проведение прокурорских проверок до 30 дней. В то же время, проверка может продлеваться по решению генерального прокурора или его заместителей на срок не более, чем 30 дней, и в совокупности длиться не более полугода (6 месяцев).
При необходимости проведения специальных исследований проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев. Длительность приостановки в срок проводимой проверки засчитываться не будет.
При этом, закон направлен на регламентацию полномочий прокуроров, устанавливая, что прокуроры не смогут требовать информацию, не относящуюся к предмету проверки, а также материалы, которые раннее передавались в органы прокуратуры, либо имеются в публичном доступе.
Законопроект подготовлен во исполнение постановления КС, который и указал на отсутствие в законе о прокуратуре конкретных предельных сроков проведения прокурорских проверок, а также положений о порядке их проведения. Несмотря на то, что Постановление Конституционного суда касалось в больше части проведения проверок деятельности некоммерческих организаций, мнение КС было учтено в отношении всех юридических лиц.
Также, КС постановил, что проверки должны проводиться при наличии сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО. Поправки к закону данное положение не учитывают и не закрепляют. Таким образом, основания проведение проверок не регулируются законом о прокуратуре.
Полагаем, что при установлении сроков проверок предложенные нововведения пока еще недостаточно ограничивают действия прокуратуры, закрепляя возможность проведения длительных проверок. Хотя, не исключено, что данные сроки установлены для того, чтобы проверки проводились более тщательно и эффективно. Несмотря на это, полагаем, что данные положения все же имеют намного больше плюсов, чем минусов, так как ранее проведение прокурорских проверок вообще не были урегулированы законодательством, что создавало благоприятную почву для злоупотреблений.