Контрольно-надзорная деятельность государства в ближайшее время подвергнется значительному реформированию
Реформа государственного контроля и надзора за деятельностью предпринимателей перешла в активную фазу. Минэкономразвития и «Открытая Россия» предоставили проект «дорожной карты», в соответствии с которой будут проводиться преобразования.
Документ должен быть утвержден до 01 апреля 2016 г., однако реализация некоторых мероприятий «карты» намечена на март 2016 г.
В нынешней редакции «дорожная карта» предусматривает следующее:
- в марте 2016 г. будет проведен мониторинг законодательства РФ, направленный на поиск дублирующих, устаревших, избыточных требований, предъявляемых к предпринимателям. В это же время будет сформирован единый перечень актов, регулирующих деятельность бизнеса, которые затем будут опубликован на сайтах профильных министерств и ведомств. Кроме того, предполагается ведение единого реестра проверок.
- в апреле 2016 г. на основании полученных данных будут предложены меры по оптимизации структуры и численности контрольно-надзорных органов, в том числе путем объединения ведомств или исключения дублирующихся функций.
- к июню 2016 г. в Госдуму должен быть внесен законопроект о контрольно-надзорной деятельности.
«Дорожная карта» также содержит информацию о нововведениях, которые должны быть реализованы в рамках запланированных преобразований.
В частности, предлагается ввести обязательное применение административного наказания в виде предупреждения за совершение административных правонарушений субъектами малого и среднего предпринимательства. Указанный подход призван обеспечить субъектам МСП возможность узнать о допущенных ими нарушениях и исправить выявленные недочеты, не неся расходы на выплату штрафов и не подвергаясь иным видам наказаний.
Кроме того, перед проведением внеплановой проверки по обращению гражданина, контрольный орган обязан будет идентифицировать заявителя (проверить предоставленные данные о личности на соответствие действительности). Данная мера направлена на борьбу с фиктивными жалобами от «несуществующих» граждан, под которыми обычно скрываются недобросовестные конкуренты предпринимателей. Если в ходе идентификации выяснится, что заявитель с такими анкетными данными не существует, проверка по заявлению проводиться не будет.
Еще одним новшеством станет риск-ориентированный подход. Предполагается, что при определении объема, периодичности и форм государственного контроля отдельных категорий предпринимательства государство будет исходить из уровня риска причинения ими вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, экологии и безопасности. Однако более подробно вопрос применения риск-ориентированного подхода будет обсуждаться уже в 2017 году.
В целом, проект дорожной карты включает в себя значительную часть положений, уже ранее озвученных представителями предпринимательского сообщества и бизнес-омбудсменом РФ. Полагаем, что при правильной и последовательной реализации заявленных нововведений государству удастся достичь сразу нескольких целей: снижение административной нагрузки на бизнес, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и сокращение бюджетных затрат на содержание профильных министерств и ведомств.