Изменения процессуального законодательства, вступающие в силу с 01 января 2017 года
01 января 2017 г. Вступит в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. «220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».
Данный закон внесет поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, которые усовершенствуют правила электронного документооборота в судах.
В настоящее время электронная система документооборота наиболее развита в системе Арбитражных судов.
До внесения поправок в Арбитражные суды можно было подавать почти все процессуальные документы через Интернет. Исключение составляли:
- Заявление об обеспечение иска
- Исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска
- Заявление об обеспечение имущественных интересов
- Ходатайство о приостановлении исполнительных судебных актов
Теперь, с 1 января электронная система подачи будет возможна и для этих документов с условием, что они будет скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Так же, одной из самых долгожданных реформ будет введение электронного документооборота и в судах общей юрисдикции. Теперь любой процессуальный документ не обязательно будет отправлять по почте или передавать нарочно. Отправить документы в суд будет возможно заполнив специальную форму на сайте суда.
В том числе, теперь электронная форма судебных актов будет иметь юридическую силу. Но суд все равно будет обязан составлять судебные акты в двух формах: бумажной и электронной. Отметим, что в электронном виде на официальном сайте суда в ограниченном доступе судебный акты должен размещаться не позднее следующего дня после дня, когда суд принял решение (на бумажном носители акт высылается в пятидневный срок). Только по ходатайству лиц, участвующих в деле, суд должен будет выслать копию судебного акта на бумажном носителе. Таким образом мы можем наблюдать еще одно сокращение в процессуальных сроках.
При этом, публикация судебного акта в электронном виде на суды общей юрисдикции не распространяется. На них будут продолжать действовать прежние правила: суд будет высылать копию акта на бумажном носителе.
Безусловно, данные новеллы законодательства являются положительными. Система подачи документов через интернет намного практичнее, удобнее и быстрее, чем отправка документов почтовым отправлением или передача нарочно, исключает нарушение процессуальных сроков и упрощает отслеживание дела.
Но все-таки существует ряд ограничений, которые делают данную систему несовершенной. Самое главное ограничение заключается в том, что если у суда общей юрисдикции нет технической возможности получать документы в электронном виде, то система электронного документооборота на него распространяться не будет. При этом не было оговорено, обяжут ли суды настроить систему для реализации новшеств. Таким образом, многими судами могут быть просто проигнорированы нововведения.
Еще одно ограничение в судах общей юрисдикции заключается в том, что ряд документов, должны подаваться только скрепленные усиленной квалифицированной электронной подписью. Список данных документов такой же, как и для арбитражных судов.
Таким образом данные новеллы будут считаться актуальными и эффективными только в случае, если у судов будет техническая возможность ее реализовать. Учитывая то, что суды не обязали создавать условия для электронного документооборота, говорить о безусловной пользе реформ еще рано. Сказанное относится в первую очередь к судам общей юрисдикции, так как до принятия поправок в ГПК и КАС, электронный документооборот, в отличии от Арбитражных судов, у них вообще предусмотрен не был.