Защита прав потребителей: что нужно знать для охраны и защиты своих прав
Основополагающая правовая база, посвященная защите прав потребителей, состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (преимущественно части второй), Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Помимо вышеназванного в определенной сфере гражданских отношений (кредитование, оказание финансовых услуг) действуют специальные нормативно-правовые акты (например, Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
Согласно Закону о защите прав потребителей, за гражданами-потребителя закреплён ряд прав, реализация которых гарантируется государством посредством нормативно установленных механизмов. В частности, за потребителем закреплено:
- право на просвещение в области защиты своих прав (ст.3);
- право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах, работах, услугах (ст.6);
- комплекс прав при обнаружении в товаре (ст. 18,25) или оказанной услуги (ст.29) недостатков;
- право требовать возмещения причиненного ему имущественного и неимущественного ущерба;
- право добиваться учета своих интересов и быть представленным через свои объединения и союзы при принятии решений, формирующих потребительскую политику.
Срок предъявления требований в отношении недостатков товара (например, об устранении недостатков, о замене товара или о возврате уплаченных за него денег) зависит от вида товара, от того, установлен ли на него срок службы, гарантийный срок или срок годности, а также от того, являются ли обнаруженные недостатки товара существенными. Так, например, по общему правилу потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) товара требования по его недостаткам, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если же предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара потребитель обнаружил по его истечении, но в пределах двух лет, он может предъявить продавцу (изготовителю) претензию, если докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Особые правила действуют в случае выявления существенных недостатков товара и предъявления изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования о безвозмездном их устранении. Данную претензию можно предъявить, если недостатки товара обнаружены:
1) по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение срока службы товара;
2) в течение 10 лет со дня передачи потребителю товара, срок службы которого не установлен.
Отметим, что в указанных случаях потребителю необходимо доказать, что существенные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Обязательной стадией урегулирования споров между потребителями и экономически более сильной стороной (производителями, изготовителями, импортерами, продавцами) является соблюдение досудебного порядка, заключающегося в подаче потребителем претензии, содержащей требования, направленные на восстановление нарушенного права (главы 2-3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
В случае неполучения ответа на поданную претензию в сроки, предусмотренные федеральным законодательством (ст. 22,30), или получения отказа в удовлетворении заявленных требований гражданин вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением:
- оформленным в надлежащей письменной форме;
- с изложением фактических обстоятельств конкретного дела, содержащее правовые обоснования подачи;
- с приложением документов и материалов, подтверждающих доводы, содержащиеся в заявлении (в том числе с приложением ранее поданной претензии);
- обращаем внимание, что в соответствии с ч.2-3 ст. 333.36 НК РФ, при цене иска менее 1 000 000 рублей, потребители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Что такое цена иска? В какой суд должен обратиться гражданин? Что может требовать потребитель при рассмотрении дела в суде?
Цена иска – совокупная стоимость требований, имущественного и неимущественного характера, определяемая в соответствии со ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд с иском о защите прав потребителей граждане имеют право на:
- взыскание уплаченных денежных средств за товар (услугу, работу) ненадлежащего качества;
- взыскание неустойки за просрочку выполнения требований потребителя (ст. ст. 23,23.1, 28,29,31 Закона от 07.02.1992 N 2300-1);
- компенсацию морального вреда (ст. 15);
- при удовлетворении в судебном порядке заявленных требований право на взыскание штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст. 13);
- возмещение убытков в случае их несения потребителем (ст. 18).
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя (истца) в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Определение цены иска необходимо не только для решения вопроса об уплате государственной пошлины, но и определяет подсудность подачи искового заявления. Так, при цене иска менее 50 000 рублей, рассмотрение и разрешение возникшего спора будет осуществляться мировым судьей, если же цена иска превышает 50 000 рублей необходимо обращение в районные (городские) суды.
Юридической практике не присущи идентичные ситуации. Любой спор требует всеохватывающего анализа, учитывающего индивидуальные особенности. В случае необходимости получения высококвалифицированной юридической помощи по интересующим Вас вопросам, сотрудники Юридической фирмы «Верум» будут рады сделать всё возможное для защиты Ваших законных интересов!