Законодатель намерен наложить на продавцов фаст-фуда дополнительный сбор

3 ноября 2015

В Госдуму РФ внесен законопроект о введении в отношении ряда предприятий общественного питания дополнительного сбора. Под его действие попадут предприятия, более половины позиций меню которых составляют блюда или продукты быстрого приготовления (фаст-фуд), всегда или в некоторых случаях помещаемые в одноразовую посуду или упаковку.

Целью данного сбора является компенсация муниципальным образованиям расходов на сбор и вывоз мусора, появляющегося на их территории из-за деятельности таких предприятий. Авторы законопроекта полагают, что предприятия общественного питания, реализующие фаст-фуд, становятся источниками замусоривания прилегающих к ним территорий: потребители часто оставляют за собой одноразовую посуду и иную упаковку в скверах, на остановках общественного транспорта и иных общественных местах. При этом такие предприниматели экономят на строительстве или аренде площадей, приобретении многоразовой посуды, оплате труда ее мойщиков и даже обеспечивают себя дополнительной рекламой за счет размещения логотипов на упаковке, однако по закону не несут ответственности за нерадивое поведение своих клиентов.

Предполагается, что сбор будет взиматься по полугодиям и зависеть от площади предприятия и наличия зала для обслуживания клиентов (для предприятий без зала сбор будет выше: 550 руб./кв.м. вместо 183 руб./кв.м.).

Данный сбор будет действовать только в тех муниципальных образованиях, которые примут решение о его введении на своей территории. При этом муниципалитет сможет уменьшить размеры сбора, а также предоставить отдельным категориям плательщиков определенные льготы.

В случае принятия закон вступит в силу с 01 января 2017 г.

Представляется, что с правовой точки зрения данный законопроект является попыткой возложить на предпринимателей бремя ответственности за нарушения, совершаемые другими лицами (пускай даже и их клиентами), а также в принудительном порядке разделить с ними обязанности муниципалитета по уборке и содержанию городских территорий. Указанный подход, на наш взгляд, нельзя назвать обоснованным и эффективным, поскольку он, с одной стороны, рублем наказывает непричастные к нарушениям предприятия, а с другой стороны, не решает саму проблему загрязнения: ведь чаще всего она связана либо с низким уровнем культуры и воспитания отдельных граждан, либо с недостаточной обеспеченностью городской среды контейнерами для мусора.