В России заработала система взимания платы с владельцев тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам

27 ноября 2015

15 ноября в России заработал «Платон» - система взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Вырученные таким образом средства государство обещает направить на ремонт этих самых трасс, приходящих, по мнению властей, в негодность из-за передвижений большегрузов.

Первоначальный тариф на оплату проезда был установлен в размере 3,73 рубля за километр трассы. Оплата производится либо путем внесение денежной суммы авансом через терминал за разовый маршрут, либо путем автоматического списания средств со счета владельца автомобиля на основании данных бортового устройства. За неуплату тарифа ст. 12.21.3. КоАП РФ предусматривает серьезную ответственность: наложение штрафа на водителя в размере 5 000 рублей; на должностных лиц, ответственных за движение транспортного средства, и на индивидуальных предпринимателей – 40 000 рублей; на юридических лиц – 450 000 рублей (за повторное нарушение установлено еще более значительное наказание: на должностных лиц и на индивидуальных предпринимателей – 50 000 рублей; на юридических лиц – 1 000 000 рублей).

Нововведение вызвало широкий общественный резонанс. В адрес государственных институтов были направлены многочисленные обращения, в которых предприниматели указывали, что возложение на перевозчиков такого финансового бремени отрицательно скажется на бизнесе автомобильных перевозок. Взимание оплаты за проезд по федеральным трассам повлечет за собой закрытие многих мелких и средних транспортных компаний, а также может нанести ущерб и тем предприятиям, деятельность которых зависит от перевозок товаров (в первую очередь, оптовая, а следом и розничная торговля). В частности, могут быть сорваны сроки доставки товаров, а кроме того вырастет стоимость услуг перевозчиков, что непременно отразится на цене товара, реализуемого конечному потребителю.

Мнение предпринимателей было услышано властями. В частности, стоимость проезда больше грузов по федеральным трассам была снижена: 1,53 руб./км. до 29 февраля 2016 г. и 3,06 руб./км. до 31.12.2018 г. Кроме того, Росавтодор сообщил о намерении ввести полугодовой мораторий на применение ст. 12.21.3 КоАП РФ на всей территории страны, кроме Московской области; таким образом до мая 2016 г. ни водители, ни предпринимателя не будут привлекаться к административной ответственности за неуплату тарифа.

Вместе с этим, группа депутатов уже внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о снижении административных штрафов по ст. 12.21.3. КоАП РФ, указав, что установленные сейчас санкции чересчур высоки и могут повлечь за собой банкротство компаний-перевозчиков. Они предлагают установить единый размер штрафа для водителей, должностных лиц, ИП и юридических лиц в размере 10 000 рублей.

На рассмотрении Госдумы также находится законопроект, предоставляющий возможность предпринимателям, находящимся на УСН, право снижать налоговую базу на размер платы, перечисляемой владельцами транспортных средств за проезд большегрузов.

Кроме этого, рассматривается возможность введения дополнительного способа оплаты проезда по федеральным трассам не авансом, а уже по окончании поездки в пункте назначения; Минсельхоз прорабатывает идею освобождения от уплаты тарифа транспорта сельхозпроизводителей; высказываются мнения и о введении моратория на взимание платы сроком на три года.

В общем, власти, не отказываясь от идеи оплаты проезда большегрузов по федеральным трассам в целом, прилагают все усилия для того, чтобы минимизировать потери бизнеса и соблюсти интересы общества и государства.