Свободный порт Владивосток

28 октября 2015

12 октября 2015 г. Владивосток официально приобрел статус свободного порта. Режим порто-франко действует на территории 15 муниципальных образований Приморского края и предусматривает ряд административных, налоговых, таможенных и иных преимуществ:

- упрощенный государственный контроль (сокращенные сроки проверок резидентов: плановые – 15 раб. дн., внеплановые – 5 раб. дн. Планы проведения плановых проверок, а также проведение внеплановых проверок согласуется с Минвостокразвития РФ);

- упрощенный визовый порядок въезда и выезда на срок до 8 суток (виза будет оформляться на границе);

- режим «одного окна» для резидента свободного порта (управляющая компания свободного порта – АО «Корпорация развития Дальнего Востока», для резидентов будет работать в качестве МФЦ).

- возмещение НДС в заявительном порядке (резиденту достаточно предоставить в ФНС налоговую декларацию и договор поручительства управляющей компании свободного порта);

- льготное налогообложение (для резидентов в течение первых пяти налоговых периодов ставка налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет, составит 0 процентов, а уплачиваемого в бюджет субъекта РФ не может превысить 5 процентов).

- пониженные страховые взносы (для резидентов7,6%вместо 30% первые 10 лет с момента регистрации в качестве резидента: в ПФР – 6%, в ФСС – 1,5%, в ФФОМС – 0,1%);

- упрощенные административные процедуры при осуществлении градостроительной деятельности (сокращены сроки проведения публичных слушаний, выдачи градостроительного плана, разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию);

- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (товары размещаются и используются в пределах территории свободного порта или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза);

- упрощенная процедура привлечения иностранной рабочей силы (резиденту не требуется получения разрешения на привлечение иностранных работников; разрешение на работу иностранному гражданину будет выдаваться без учета квот).

Управление свободным портом будет осуществляться сразу тремя органами: Наблюдательным советом, Минвостокразвития РФ и Управляющей компанией (АО «Корпорация развития Дальнего Востока»).

Для того, чтобы стать резидентом свободного порта Владивосток необходимо:

1)      Зарегистрировать на территории свободного порта ИП или юридическое лицо;

2)      Подать в управляющую компанию свободного порта (АО «Корпорация развития Дальнего Востока») заявление на заключение соглашения об осуществлении деятельности, к которому приложить:

- копии учредительных документов;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- бизнес-план;

- заверенный перевод документов на русский язык (для иностранного лица).

Поданная заявка рассматривается управляющей компанией в течение 15 рабочих дней. В случае принятия положительного решения в течение 30 дней заявителю направляется для подписания проект соглашения, а в течение 5 рабочих дней после его подписания заявитель вносится в реестр и становится полноправным резидентом свободного порта.

Однако подавать заявки на получение статуса резидента пока преждевременно, поскольку на практике федеральный закон пока оказывается неработоспособным. Для реализации его положения необходимо принятие ряда законов подзаконных актов, закрепляющих предоставляемые преференции и определяющих отдельные административные процедуры. В частности, Правительство РФ еще не определилось с критериями отбора резидентов свободного порта, отсутствуют утвержденные требования к бизнес-планам, которые те должны предоставить вместе с заявлением.

Кроме этого, пока в «подвешенном» состоянии оказались не вступившие в законную силу налоговые и таможенные преференции резидентов; предоставленный упрощенный визовый режим въезда и выезда на практике пока не может быть реализован.

В общей сложности на повестке стоит принятие еще около 30 нормативных актов, дополняющих и развивающих предписания основного федерального закона. И это при том, что уже сейчас со всех сторон, включая Минвостокразвития, поступают предложения о дополнении нормативного акта новыми положениями, начиная от режима «открытого неба» над аэропортом Кневичи и заканчивая распространением режима свободного порта на территории морских и воздушных портов Сахалина, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края. 

Словом, еще не внедрив и не отладив закрепленные механизмы, законодателя побуждают накачать свободный порт новыми положениями, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на конечной эффективности всего мероприятия.

При этом, как показали первые дни работы закона, преимущества свободного порта уже заинтересовали целый ряд крупных компаний, готовых начать деятельность в качестве резидентов. Более того, согласно заявлениям вице-премьера Юрия Трутнева, требования к будущим резидентам свободного порта будут составлены с учетом предоставления возможности получения такого статуса даже субъектами малого и среднего предпринимательства. Учитывая, что такая возможность была учтена при создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОРов), есть все основания полагать, что свободный порт будет привлекателен для всех категорий бизнеса.

В целом, несмотря на возникшие пробуксовки в реализации закона, присвоение Владивостоку статуса свободного порта должно положительно сказаться на развитии предпринимательства в регионе и предоставить компаниям возможность за счет различных послаблений развить свой бизнес.