25 ноября 2016

 Росалкогольрегулирование (РАР) планирует ввести запрет на продажу алкоголя в торговых точках, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями. Ввести данные ограничение планируется ввести с 1 июля 2017, за исключением Крыма и Севастополя, в которых введение данного запрета будет отсрочено до 1 января 2018 года.

Отметим, что в России уже были введены ограничение на продажу пивных напитков: с 1 января 2013 года была ограничена продажа пива через киоски, на которые приходился достаточного высокий процент продаж. Введение указанного запрета тогда серьезно ударило по предпринимателям и привело к закрытию около 75% киосков.

К чему приведет запрет торговлей пивом индивидуальными предпринимателями? В настоящее время индивидуальным предпринимателям разрешено заниматься продажей пива, пивных напитков, различных видов сидра и медовухи. Продажа данной продукции составляет большую часть доходов индивидуальных предпринимателей.  Следовательно, при вводе запрета на продажу пивных напитков, индивидуальные предприниматели лишатся права реализации товара, приносящего им значительную прибыль, что может привести к прекращению их предпринимательской деятельности, либо повышению цен на иные товары, входящие в ассортимент торговой точки, в целях компенсирования снижения прибыли. Но в любом случае, эта мера точно не упростит им ведение бизнеса. 

В то же время, Высшей школой экономики (ВШЭ) вместе с участниками рынка была разработана концепция нового порядка регулирования торговли пивными напитками. Указанная концепция предполагает снятие запрета на продажу пива в нестационарных торговых объектах, а также разрешение продажи пива дистанционным способом (через Интернет). Предложенные меры направлены на компенсирование негативных последствий введенных ранее ограничений и должны поспособствовать открытию новых предприятий торговли, увеличению прибыли уже существующих, а также созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений. Данная концепция уже была направлена в Минэкономики на рассмотрение.

Нетрудно заметить, что предлагаемые РАРом и ВШЭ меры прямо противоположны по своим целям и содержанию. Полагаем, что концепция, предложенная ВШЭ и участниками рынка пивоваренной продукции, является более эффективной с точки зрения содействия развитию предпринимательства. И в целом, учитывая жесткую и, возможно, даже чрезмерную зарегулированность предпринимательской деятельности, связанной с оборотом алкогольных напитков, представляется, что государству скорее следует не вводить новые ограничения, действующие на легальных торговцев, а ликвидировать подпольное производство и продажу алкоголя, избавив рынок от незаконных конкурентов, и контролировать соблюдение уже установленных норм и правил.