Эвакуация автомобиля: памятка для водителя

5 августа 2015

      Эвакуация автомобиля или, в соответствии с законом, задержание транспортного средства – это исключение транспортного средства из процесса перевозки с последующим помещением его для хранения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). При этом перемещение на указанную стоянку должно производится при помощи другого транспортного средства, то есть задержанный автомобиль не должен перемещаться своим ходом. В исключительных случаях, когда транспортное средство по технических характеристикам не может быть перемещено, задержание осуществляется при помощи специальных блокирующих устройств.

      Поскольку более распространен такой способ, как эвакуация на специализированную стоянку, именно с ним связано наибольшее количество спорных ситуаций. Чтобы определить, нарушены ли права владельца транспортного средства в каждой конкретной ситуации, необходимо знать общий порядок действий, установленный действующим законодательством.

      1. Задержание может производиться только при выявлении специально указанных нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством (ч. 1 ст. 27.13  КоАП РФ). В отношении автомобилей наиболее распространены следующие нарушения, позволяющие произвести задержание:

      - управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов;

      -     управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением;

      -     управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) и управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами;

      -     управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

      -     нарушение требований остановки или стоянки транспортных средств.

      2. С 8 августа 2015 года эвакуация автомобиля за нарушение правил остановки или стоянки ТС (ч. 4, 5 ст. 12.16 КоАП РФ) возможна только в местах, где установлен знак «Работает эвакуатор».

      3. Решение о задержании транспортного средства, также как и о его прекращении принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. При задержании автомобилей чаще всего таким лицом выступает инспектор ГИБДД. При этом помимо протокола об административном правонарушении инспектор обязан составить отдельный протокол о задержании транспортного средства. В отсутствие какого-либо из этих протоколов инспектор ГИБДД не имеет право разрешать эвакуацию.

      Протокол и об административном правонарушении, и о задержании ТС подписывается водителем, а копии обоих протоколов выдаются ему на руки. При отсутствии водителя указанные протоколы составляются в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

      Рекомендации: на практике часто при задержании автомобиля инспекторы оформляют только протокол о совершении административного правонарушения и выдают водителю его копию. Протокол о задержании ТС составляют и выдают водителю позднее, уже после эвакуации автомобиля. При этом протокол о задержании оформляется не лично инспектором ГИБДД, а распечатывается в виде ксерокопии заранее подготовленного шаблона. Указанные действия являются незаконными, водитель вправе требовать представить ему для ознакомления подлинник протокола о задержании ТС до момента эвакуации автомобиля. Несоблюдение правил оформления задержания ТС является законным основанием для обжалования действий и признания эвакуации незаконной.

      4. Если водитель может устранить причину задержания ТС до начала эвакуации (например, отогнать машину), то ТС должно быть перемещено на специализированную стоянку, и водитель может забрать ее. При этом указанные действия водителя не повлияют на его ответственность за совершение административного правонарушения. Например, в случае стоянки в нарушение правил ПДД водитель должен будет заплатить соответствующий штраф, но не должен будет оплачивать услуги по эвакуации автомобиля.

      Рекомендации: началом эвакуации считается начало движения эвакуатора. На практике лицо, производящее эвакуацию, может проигнорировать требование появившегося водителя о возвращении ему автомобиля и начать движение. В этом случае водителю для того, чтобы доказать недобросовестность действий лица, производящего эвакуацию, следует собрать доказательства. Ими могут быть свидетельские показания (желательно, чтобы свидетель был вписан в протокол об административном происшествии и/или в протокол о задержании ТС), а также фото- или видеосъемка процесса эвакуации.

      5. Если водитель считает, что эвакуация проведена в нарушение установленных правил, он может не только требовать признания действий незаконными, но и обратиться в прокуратуру с требованием привлечь виновного к административной ответственности (ст. 12.35 КоАП РФ, штраф от 2000 до 20000 рублей).

      6. Если вы считаете, что ваш автомобиль задержан незаконно, а ваши права нарушены, рекомендуем вам обратиться за квалифицированной юридической помощью.

 

Юрист ООО «ЮФ «Верум»

А. В. Зацепилина